Поиск по номеру запчасти
Поиск по наименованию детали
Поиск по VIN
 

Моторное масло


14.12.2015

Моторное масло

   

 

Моторное масло – это жидкость на основе масла, применяемое в двигателях внутреннего сгорания. Моторное масло предназначено для повышения срока службы двигателя:

-   снижение трения между трущимися деталями;

-   уменьшение шума двигателя;

-  обеспечение  чистоты деталей двигателя за счет высоких моющихся свойств;

-    отвод тепла от нагретых деталей двигателя;

-    способствование легкого холодного пуска двигателя;

- нейтрализация коррозионно-агрессивных компонентов (продукты неполного сгорания топлива,  кислород воздуха, вода).

История моторного масла такова, что моторное масло как смазывающий материал создал  «случайно» американский доктор Джон Эллис во время экспериментов с сырой нефтью для  выявления ее лечебных свойств.  Он неожиданно обнаружил  ее отличные смазывающие свойства. Для подтверждения своих догадок Джон Эллис экспериментальную жидкость (сырую нефть) залил в  двигатель, у которого  заклинило поршни. После запуска двигателя поршни начали двигаться свободно. Свое изобретение Джон Эллис запатентовал в 1873г.  как смазочный материал на основе сырой нефти. Не смотря на замену моторного масла через каждые 700 км., считалось, что проблемы двигателей внутреннего сгорания  (накоксование клапанов и окисление цилиндров), решились. Увеличение выпуска двигателей позволило поднять экономику США.

Все современные моторные масла состоят из базового масла и различных присадок,  которые  улучшают одну или несколько эксплуатационных  характеристик двигателя. Соблюдение правильной технологии смешивания базового масла и  присадок  (температуры, режима перемешивания, давления подачи) влияет на коллоидную стабильность товарного масла. Все это дополнительно позволяет экономить топливо и защищать окружающую среду.  Количество присадок в базовом масле достигает до 8, а общее массовое содержание варьируется от 5% до 30 %.

Для базового моторного масла важны следующие показатели:

1.       Индекс вязкости - величина, характеризующая способность базового масла сохранять свою вязкость в зависимости от изменения температур. Качественные базовые масла имеют более высокий  индекс вязкости, что указывает на малое количество нежелательных примесей. Значение индекса вязкости в современных базовых маслах находится между 100 и 300 единицами.

2.       Противостояние окислению - характеристика окислительной стабильности базового масла. Наименьшие значения этого показателя считаются лучшими, в противном случае, это приведет к повышению вязкости базового масла, что означает работу двигателя с более высокими нагрузками. 

3.       Низкотемпературный показатель  - характеристика текучести базового масла при низких температурах. Лучшая низкотемпературная характеристика базового масла обеспечивает более быстрое его поступление в места трения при  холодном запуске двигателя. Более текучее базовое масло обеспечивает лучшую защиту от сухого трения деталей, т.к. быстрее прокачивается по системе смазки.

4.       Высокотемпературные показатели  - характеристика стабильности соприкосновения металлических поверхностей двигателя. Качественные базовые масла обладают более высокими показателями высокотемпературной стабильности. Температура в двигателе может достигать 300 градусов по Цельсию.

В качестве базовых масел используют дистиллятные  компоненты различной вязкости; остаточные компоненты; смеси остаточного и дистиллятных компонентов, вырабатываемых из сернистой нефти; синтетические продукты (поли-альфа-олефины,  алкилбензолы, эфиры).

 

Присадки – это синтетические  химические соединения, которые влияют на физические свойства базовых масел или оказывают на них химический эффект.

Присадки к бензиновым двигателям применяют для очистки карбюратора или инжектора, вытеснения влаги из топлива, увеличения октанового числа,  защиты топливной системы от коррозии и от повышенного износа клапанов в устаревших типах двигателей, рассчитанных на работу с этилированным бензином.

Присадки к дизельным двигателям применяют для очистки  форсунок, повышения цетанового числа, вытеснения из топлива влаги, защиты топливной аппаратуры от коррозии и преждевременного износа, снижения дымности выхлопа и температуры застывания дизельного топлива.

Присадки имеют следующие свойства: моюще-диспергирующие, антиокислительные, антифрикционные (для снижения расхода топлива и снижения потерь на трение), противоизносные, противокоррозионные, депрессорные (для снижения температуры застывания масел), загущающие, противопенные.

 

Моторные масла классифицируют по следующим критериям:

-   по типу и мощности двигателя: бензиновый или дизельный двигатель;

- по основе базового масла: минеральное, синтетическое, полусинтетическое, гидрокрекинговое.

-  по вязкости  и по сезону: зимнее, летнее, всесезонное.

 

Определенные отличия бензиновых и дизельных масел связаны с конструктивными особенностями агрегатов и различными видами используемого в них топлива.

Бензиновые двигателя работают на более высоких максимальных оборотах (около 7-8 тыс. об./мин.) по сравнению с дизельными (до 4 – 4.5 тыс. об./мин.).  В бензине намного меньше серы, а, значит, меньше окислов серы попадает в бензиновое масло, т.е. масло меньше окисляется.  Поэтому, главное для бензиновых масел – обеспечить надежную защиту и смазку трущихся деталей двигателя при  различных температурных режимах.                          

Главными требованиями к дизельным маслам выступают повышенная стойкость к окислению (при сгорании солярки  большое количество окислов серы попадает в дизельное масло, окисляя ее) и высокая моющая способность (в результате сгорания заряда рабочей топливно-воздушной смеси образуется большое количество сажи, которую необходимо вымывать и удерживать дизельным маслом).  Поэтому в дизельном масле присутствуют присадки, отличные от присадок к бензиновым маслам -  обеспечивающие нейтрализацию продуктов окисления, а так же имеющие повышенную моющую способность.

 

Базовые масла, полученные различными способами, имеют различные названия – минеральные, синтетические, «полусинтетические»,    «гидрокрекинговые».

Минеральные базовые моторные масла получают путем очистки определенных фракций нефти (мазута). Эксплуатационные характеристики  минеральных масел менее стабильны  при высоких температурах, при закипании засоряется двигатель продуктами горения, а при минусовых температурах масло быстро густеет. Поэтому в минеральные масла добавляют 10%  и более присадок, которые изменяют в лучшую сторону эксплуатационные показатели масла.  Для нормальной работы двигателя рекомендуется производить замену минерального масла после пробега 5-6 тыс. км. Ввиду относительно несложной технологии производства цена этих масел не высока. Существуют другие виды масел, имеющие более высокие характеристики (синтетические). Однако, применять такие масла в замен минеральному, не стоит. Например, минеральное масло успешно используется для старых типов двигателей, для двигателей с большим пробегом или только в теплое время года.

Базовые синтетического моторные масла получают путем сложных реакций синтеза из лёгких газов путём "наращивания" длины цепи молекул до нужного числа атомов углерода. Синтетическое масло по сравнению с минеральным стоит дороже, но этот недостаток окупается более качественными характеристиками -  увеличивает ресурс двигателя; снижает расход топлива; не окисляется; не парафинируется, а, значит, не требует частой замены; имеет низкую температуру застывания и высокие пусковые характеристики при низкой температуре; обладает хорошей смазочной способностью и малой испаряемостью. Синтетические масла применяются в современных автомобилях с малым пробегом, что сохранит двигатель в первоначальном виде благодаря своим моющим характеристикам.

Комбинация базовых минеральных и синтетических моторных масел, в которых базовые синтетические масла составляют от 25%, называются «полусинтетическими». Более корректным было бы название этого масла - минеральное масло с добавлением синтетических компонентов. Такое масло обладает лучшими показателями стабильности характеристик, чем минеральное, но уступает синтетическому. Оно дешевле, чем синтетическое масло. Однако,  необходимо оговориться, что смешивание  базового  минерального и синтетического масла, возможно только одного производителя – это гарантирует их совместимость, т.к. у разных производителей различный химический состав базового масла.  «Полусинтетическое» масло рекомендуется применять в современных двигателях с большим пробегом (от 150 тыс. км.), когда увеличивается угар в них синтетического масла, а также в умеренном климате при умеренных нагрузках и для городских условий.

Гидрокрекинговое  моторное базовое масло – это основа масла, полученное из нефти по технологии каталитического гидрокрекинга. Химическая реакция происходит с водородом при повышенной температуре и давлении в присутствии различных катализаторов.  В результате из нефти удаляются серо-азотсодержащие соединения, тяжелые молекулы углеводородов расщепляются на более мелкие. По некоторым параметрам после такой очистки масло превосходит даже синтетическое. Например, более высокие параметры вязкости и малая окисляемость дают большую защиту двигателя. Синтетика в этом уступает, однако, является намного долговечнее.

 

Главным показателем сезонных масел (зимнее, летнее, всесезонное) является вязкость. Вязкость моторного масла – это показатель, определяющий текучесть масла при критических температурах.  При низких температурах происходит загущение масла,  при высоких – кипение. Индекс вязкости — это разница показателей вязкости масла, зафиксированных при высокой и низкой температуре. Индекс вязкости характеризует степень постоянства вязкости жидкости при изменении температуры. Высокий индекс вязкости указывает на сравнительно незначительное изменение вязкости с изменением температуры. Цифры на этикетке емкости моторного масла указывают на индекс вязкости. 

 

Моторные масла  систематизированы:

-  по международной классификации:  по классу вязкости - SAE и классу качества – API, АCEA,;

- по российской классификации -  по ГОСТ 17479.1-2015:  по классу вязкости,  группы по назначению и уровню эксплуатационных свойств.

 Зарубежные производители моторных масел  используют для обозначения характеристик масел и областей их применения одни и те же стандарты, принятые в классификациях:

- SAE -  общество автомобильных инженеров;

- API - американский институт нефти;

- ACEA - ассоциация европейских производителей автомобилей.

На каждой этикетке канистры  с моторным маслом можно найти  не только сведения о его классе вязкости, но и о спецификациях, допусках автопроизводителей и др. специальные сведения.

1.       Класс вязкости SAE. 

Масла принято подразделяют по вязкостным характеристикам на всесезонные, летние и зимние.

От класса  вязкости зависит ресурс двигателя. Для всесезонных масел первая цифра (рядом с W) – зимний класс, после дефиса - “летний” класс. Чем меньше цифры – тем более жидкое масло.  Более жидкое масло работает лучше при отрицательных температурах и экономит топливо. Более густое масло надежнее при перегревах двигателя, в жарком климате и для старых изношенных движков.

К всесезонным относятся масла классов:  SAE 0W-30, SAE 0W-40, SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE 10W-30, SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-40.

При маркировке всесезонных масел должны присутствовать два числа вязкости, первое – вязкость при низких температурах, второе – при высоких.

Летние, наиболее вязкие, масла классов: SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60. Число после SAE обозначает степень вязкости, чем оно больше, тем больше вязкость конкретного масла.

Зимние, менее вязкие, масла классов: SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W.

2.       Спецификациция по  API.

На этикетках присутствуют и другие буквенные обозначения, начинающиеся с букв API.  Требования заливать масло, соответствующее определенному классу API,  у американских и азиатских автомобильных бензиновых брендов от 2010г.

Классификация API делит масла на две основных категории:

· S (Service) говорит о том, что данное масло предназначено для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовиков малой грузоподъемности;

· Масло категории С (Commercial) используется в дизельных двигателях коммерческих автомобилей.

Как правило, особой категории для легковых дизелей по этой классификации не предусмотрено, для них обычно используют универсальные масла категории S/C.

После буквы S указывается буква латинского алфавита спецификации A, B, C, D, E, F, G, H, J, L, N  (каждое усовершенствование спецификации – обозначается новой буквой). Как правило, чем более поздняя спецификация, тем выше уровень основных эксплуатационных свойств масла. Только масла с последними спецификациями подойдут для новейших двигателей. Не смотря на то, что API уверяет в обратной совместимости, многие владельцы ретроавтомобилей используют масла ранних, и даже отмененных категорий.

3.       Спецификациция по АСЕА.

Кроме выше перечисленного, в обозначении моторного масла может присутствовать аббревиатура АСЕА. По специфики данной классификации масла делят на три класса: А/B – для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, С – для бензиновых и дизельных двигателей оснащенных катализатором,  Е – для дизельных двигателей грузовиков. За буквенным обозначением следует категория – цифра, которая характеризует уровень основных эксплуатационных свойств данного масла. Так же в конце спецификации – может приводиться год принятия категории.  Например, ACEA A3/B3 (масла с высокими эксплуатационными свойствами для современных бензиновых и легких дизельных двигателей).

При использовании масла по спецификации API и ACEA снижается износ и риск поломки двигателя, уменьшается угар масла, расход топлива, уменьшается шум, улучшаются ходовые характеристики двигателя (особенно при низких температурах), а также увеличивается срок службы катализатора, и системы очистки выхлопа.  

4.       Допуски автопроизводителей.

Среди европейских производителей распространена также система допусков. В иерархии маркировки допуск стоит на самой высокой ступени. Наличие допуска означает, что масло в той или иной форме прошло контроль качества внутри производителя автомобиля и рекомендуется им к применению на определенных моделях и в определенных условиях. Примеры допусков: MB-APPROVAL 229.5, WV 504.00, FORD WSS M2C.

5.       Номер партии и дата производства. 

Номер партии указывается, как правило, на самой канистре с маслом (не на этикетке), это уникальный номер, который присваивается партии смазочного материала произведенной в один день при одном разливе. Там же может указываться дата производства.

6.       Псевдомаркировка. 

В большинстве случаев производители моторных масел добавляют на этикетку большое количество информации, которая не является общепризнанной стандартной маркировкой, но должна выделить данное масло среди других, показать его преимущества. Обычно эта маркировка не имеет никаких технических корней и является плодом творчества маркетологов, которые эксплуатируют наши с вами заблуждения. Примеры: fully syntetic, HC, очищающее, эстеровое, с добавлением умных молекул, противоизносное и т.д.

7.       Штрих код. 

Зачастую на этикетке не указывают страну производства, однако по первым цифрам штрих-кода всегда можно точно установить, где сделано масло. Например, для моторных масел, изготовленных в России, установлен штрих коды 460-469; для китайских масел – 70; для южнокорейских масел – 888, для французских масел – 380, для немецких масел – 400-440  и т.д.

8.       Специальные категории моторных масел.

 Существуют моторные масла, специального в основном промышленного применения. Как правило, эти масла отличаются от обычных автомобильных масел по характеристиками и   применять их не по назначению не допускается.

Примеры: судовые, авиационные масла, для газо-поршневых стационарных двигателей, тракторные масла.

Специализированные масла (летние, зимние) в настоящее время на потребительском рынке практически не встречаются, их постепенно вытеснили всесезонные, но это совсем не означает, что можно использовать любое из предлагаемых на рынке всесезонных моторных масел.

Факторы, влияющие на выбор масла для конкретного двигателя

1. Требования производителя автомобиля изложенные в инструкции по эксплуатации (сервисной книжке).

Конструкция двигателей может сильно отличаться друг от друга. При разработке новых моторов конструкторы ориентируются на определенную вязкость масла. Поэтому у разных моделей – разная мощность маслонасосов,  диаметр пропускных каналов,  разные параметры по отводу тепла.

2. Климатические условия эксплуатации автомобиля.

Все довольно просто, чем холоднее температура окружающей среды, тем меньше должен быть класс вязкости моторного масла (число стоящее после букв SAE): Приблизительные температурные пределы использования масел различных классов по SAE.

Минимальная температура

Типовые классы вязкости SAE для легковых автомобилей

0°C

0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, 10W-40, 20W-50

–18°C

0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, 10W-40

Ниже –18°C

0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30

 


3. Срок эксплуатации и текущее состояние двигателя.

При длительном сроке эксплуатации автомобиля зазоры в парах трения двигателя значительно увеличиваются, что требует применения более вязкого масла для обеспечения удовлетворительного давления в смазочной системе. Это особенно важно в летнее время, когда двигатель автомобиля может нагреваться до максимальных температур.

Для старых изношенных двигателей, ресурс которых подходит к концу, рекомендуют использовать моторные масла, класс которого выше чем указаны сервисной книжке. Это могут быть классы SAE 15W-40, SAE 20W-40, для совсем старых двигателей лучше остановиться на классах: SAE 15W-50, SAE 20W-50. Заливая масло повышенного класса, необходимо обращать внимание на температуру - вязкое масло при сильном морозе  может повредить двигатель.

4. Экономия топлива или гоночный стиль вождения?

Если экономия в 1-2% важны для потребителя и в сервисной книжке допускается использовать низковязкие масла (0W-20, 5W-20, 5W-30) – обратите внимание на марки масел это класса SAE. Напротив, если экономия топлива  не важны и вы любите быструю езду, выбирайте как можно более густое масло из того, что допускается для вашего мотора. Толстая пленка между трущимися деталями – снизит износ, и предотвратит возможные поломки, вызванные экстремальными условиями эксплуатации.

Классификация российских моторных масел осуществляется по межгосударственному стандарту  ГОСТ 17479.1-85  Масла моторные. Классификация и обозначение, а с 1 января 2017г. взамен действующему стандарту вводится в действие ГОСТ 17479.1-2015, который соответствует международному стандарту SAE J300:2013 Наземные транспортные средства. Классификация моторных масел по вязкости.

По ГОСТ 17479.1-2015  обозначение  моторных масел состоит из трех групп знаков:

- 1 группа обозначений состоится из  буквы «М», обозначающее, что масло моторное;

- 2 группа обозначений состоит из цифр, характеризующих класс моторного масла по кинематической вязкости, которую определяют по ГОСТ 33 (для новых моторных масел во 2 группе обозначений  допускается использовать символы классов в соответствии с зарубежной классификацией);

- 3 группа обозначений состоит из прописных букв и указывает на принадлежность масла к группе в зависимости от области применения (допускается в 3 группе использовать дополнительные буквы и цифры для масел специального применения).

 

Классы моторных масел.

В зависимости от температурных пределов работоспособности моторные масла подразделяются на летние, зимние, всесезонные.

К зимним относят масла классов вязкости - 3з, 4з, 5з, 6з, 6, 8.

К летним  относят масла классов вязкости - 10, 12, 14, 16, 20, 24.

К всесезонным  относят масла классов вязкости с дробным обозначением – 3з/8, 4з/6, 4з/8 и т.д. Цифра в числителе указывает на принадлежность к одному из зимних классов, в знаменателе – к одному из летних классов. Буква «з» указывает на то, что масло содержит загущающую присадку.

Основным эксплуатационным параметром для всех моторных масел является кинематическая вязкость, которую определяют при температурах +100 градусах и -18 градусов по Цельсию. По российскому стандарту кинематическая вязкость масла варьируется при +100 градусах от 3,8  до 26,1; при -18 градусов – от 1250 до 10400.

 

Группы моторных масел

В зависимости от области применения моторные масла подразделяются на группы А, Б, В, Г, Д, Е.

Группа А – рекомендуется  масло для нефорсированным бензиновым и дельным двигателям.

Группа Б:

Б1 - рекомендуется  масло для  малофорсированных бензиновых двигателей, работающих в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников;

Б2 - рекомендуется  масло для  малофорсированных дизельных двигателей.

Группа В:

В1 - рекомендуется  масло для среднефорсированных бензиновых двигателей, работающих в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений;

В2 - рекомендуется  масло для  среднефорсированных дизельных двигателей, предъявляющих повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений.

Группа Г:

Г1 - рекомендуется  масло для  высокофорсированных бензиновых двигателей, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению;

Г2 - рекомендуется  масло для  высокофорсированных дизельных двигателей без наддува или с умеренным наддувом, работающих в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений.

Группа Д:

Д1 - рекомендуется  масло для  высокофорсированных бензиновых двигателей, работающих в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Г1;

Д2 - рекомендуется  масло для  высокофорсированных дизельных двигателей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях.

Группа Е:

Е1 - рекомендуется  масло для  высокофорсированных бензиновых двигателей, работающих в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1;

Е2 - рекомендуется  масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Д2.

Из вышеуказанных обозначений индекс «1» присваивается для бензиновых двигателей, индекс «2» - для дизельных.

Универсальные моторные масла, применяемые как в бензиновых, так и в дизельных двигателях одного уровня форсирования  (обозначаемые одной буквой), не имеют индекса в обозначении.

Универсальные  моторные масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизельных двигателях, второе – в бензиновых двигателях.

 

Примеры обозначений и расшифровка марки моторного масла

М-8-В1

Где: М – моторное масло;

8 – класс вязкости;

В1 – масло для среднефорсированных бензиновых двигателей.

М-6з/10-В

Где: М – моторное масло;

6з/10 – класс вязкости;

В – универсальное масло для среднефорсированных бензиновых  и дизельных двигателей.

М-4з/8-В2Г1

Где: М – моторное масло;

4з/8 – класс вязкости;

В2Г1 – универсальное масло для использования как среднефорсированных дизельных двигателей (В2), так и в высокофорсированных бензиновых  двигателей.

М-14-Д2(цл20)

Где: М – моторное масло;

14 – класс вязкости;

Д2 –масло для высокофорсированных дизельных  двигателей с наддувом.

Цл20 – масло с щелочным числом 20мг КОН/г для использования в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки.

М-4з/8-Д2(т)

Где: М – моторное масло;

4з/8 – класс вязкости;

Д2 –масло для высокофорсированных дизельных  двигателей с наддувом.

т – трансмиссионное масло

М-5W-40-Д2

Где: М – моторное масло;

5W-40 – класс вязкости (ранее было указано, что российский стандарт соответствует международному стандарту SAE);

Д2 –масло для высокофорсированных дизельных  двигателей с наддувом.

 

Наиболее крупными российскими производителями масел являются Лукойл, Роснефть, Газпромнефть, Башнефть, Татнефть.

Список зарубежных производителей масел на российском рынке зависит от наличия на рынке иностранных автомобилей, т.к выбор моторного масло зависит  в первую очередь от рекомендаций автопроизводителей.

 

 

 

 

 

 

 

Назад к списку новостей

 
 
Закрыть
Ошибка
В коде обнаружены русские символы.
Укажите верное значение: ,